?

Log in

ex_ingibitor481 in shbd

Несколько слов о идеологии

Мои внимательные читатели!
А я надеюсь, что мои читатели все-таки внимательные. Как вы все, наверное, помните некоторое время назад я обещала открыть новую Тему, с блэкджеком и шлюхами. Человек я упорный и от своих планов так просто не отступлюсь. ШБД \шлюхи и блэк-джек, шонбуделит, шекшуальность-безбашенность-декомпенсация, продолжите ряд\ находится в разработке и на языке программистов готова на 90%.
Что представляет из себя новая тема? Прежде всего это идеология.
Чтобы всем все стало окончательно ясно, покопаем то место, где написано это чудное и красивое слово.
Идеоло́гия – это понятие, обозначающее структурированную систему определённых чётко сформулированных положений и идей.
Система взглядов и идей, программ и лозунгов, философских концепций, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, которые выражают интересы различных социальных классов, групп, обществ.
Существует довольно большое количество определений идеологии, которые отличаются, в частности, оценкой обозначаемого им феномена. Идеология по К. Марксу есть ложное сознание, выражающее специфические интересы определённого класса, выдающиеся за интересы всего общества.
Идеология по К. Мангейму это искажённое отражение социальной действительности, выражающее интересы определённых групп или классов, стремящихся сохранить существующий порядок вещей противопоставляется утопии.
Идеология по Ролану Барту современный метаязыковой миф, коннотативная система, приписывающая объектам непрямые значения, и социализирующая их.
Идеология не наука (хотя может включать в себя научные знания). Наука объективна, беспристрастна, а идеология субъективна. Идеологии свойственно стремление к упрощению и стремление выдать одну сторону действительности за всю картину. Упрощённые идеи легче воспринимаются массой, чем сложная система научных доказательств, кроме того идеология выдвигает привлекательные (часто нереальные) идеи, которые воспринимаются народом.
Каждая идеология стремится к широкому распространению среди населения. Распространение осуществляется при помощи пропаганды.
Пропаганда бывает устная, печатная, наглядная. Немаловажна и непосредственная агитация. Между прочим абсолютно свободны большинство мест пропагандистов ШБД. Выносите свои кандидатуры.
Каждая идеология претендует на то, что именно она даёт верное знание о мире. Идеологии стремятся к распространению в обществе своих оценок прошлого и настоящего, и своё представление о будущем. Естественно что и мы отставать ни от кого отставать не собираемся.
Идеология это не призрачная иллюзия, возводимая нами для укрытия от невыносимой действительности, это по самой своей сути фантасмагорическая конструкция, служащая опорой для нашей действительности, иллюзия структурирующая наши конкретные, реальные общественные отношения.
Рассмотрим основные теоретические подходы к объяснению феномена идеологий.
Важный вклад в теорию идеологии внес К. Маркс, соединивший в своем лице ученого и общественнополитического деятеля. К. Маркс разоблачал идеологию как ложное мышление, не применял данный термин к собственной системе воззрений, а трактовал марксизм как научную теорию социализма, открыто провозгласившую свою связь с классовой борьбой пролетариата.
Ф. Ницше, немецкий философ является основателем аксиологии (философской теории ценностей). Понятие ценности в современной политической науке при ответе на вопрос «Что такое идеология?» является краеугольным. В учении Ницше содержались идеи о зависимости духа, языка, мышления не от места в системе общественного производства, как у Маркса, а от принадлежности к касте потомственной аристократии или к плебейским массам. Ницше разделял пафос дистанции, иерархии, рангов между людьми, верил в их разноценность. Он развивал элитарную концепцию абсолютного господства высшей касты над подавляющим большинством посредственностью. Каста знатных (аристократия) с характерными для нее силой воли и жаждой власти подчиняет себе миролюбивые или одряхлевшие, ослабленные культуры.
В первой половине 20 века исследовательский арсенал пополнился двумя новыми подходами к феномену идеологии психологическим (психоаналитическим) и социологическим (социология знания). Психологическое (психоаналитическое) направление. 3. Фрейд, создатель психоанализа, не оставил какой либо теории идеологии, однако созданное им на базе медицинской психологии и практики лечения неврозов учение можно отнести к тем, в которых прослеживается стремление разоблачить скрытые мотивы человеческих действий. Фрейд обратил внимание на структуру человеческой психики и роль бессознательных мотивов, скрытых от человеческого разума в поведении. Сознательные процессы не исчерпывают содержания психики. Фрейд понимает бессознательное как такие психические процессы, которые проявляются активно, и в то же время не доходят до сознания переживающего их лица. Бессознательное та глубинная часть психики, где сосредоточены унаследованные инстинкты, безотчетные влечения, комплексы, т.е. все стремления, которые характеризуются неосознанностью, наследственностью, сексуальностью, алогичностью и аморальностью. Эта система психически регулируется принципом удовольствия. Оттуда постоянно поступают импульсы к действию. Однако для того чтобы реализоваться в действии, этим импульсам нужно попасть в сознание, так как только оно отвечает за реализацию поведенческих актов. А для этого бессознательные импульсы должны пройти через цензуру мышления, руководствующуюся другим принципом реальности. В соответствии с этим принципом мышление вытеснит обратно в область бессознательного те его желания и идеи, что неприемлемы с точки зрения требований реальности, в которой живет человек. Обращение к бессознательному – лучший ход, позволяющий максимально быстро и полно донести до масс идеологию.
Важный вклад в разработку теории идеологий внесла работа К. Мангейма
По общепризнанному мнению, она дает самый полный анализ феномена идеологии. Западные исследователи обычно отмечают схожесть взглядов на идеологию Мангейма и Маркса, а также то, что Мангейм пошел дальше в раскрытии корней идеологии, создав так называемую социологию знания. Для него социальное бытие, определяющее стиль различных эпох, может строиться не только вокруг экономического фактора, как это происходит в современную эпоху, но и вокруг религиозного фактора, как это было в средние века.
Таким образом, в первой половине 20 века были открыты два новых направления в изучении идеологий: психологическое и социологическое. Согласно первому направлению, идеологии это ментальные (рациональные) конструкции, скрывающие бессознательные импульсы человеческой психики (теория скрытых интересов). Политические идеологии вырабатываются правящим классом (элитой) для осуществления функций управления и манипулирования массовым сознанием.
Во второй половине 20 века продолжалась разработка теории идеологии. Новым было выступление некоторых ведущих представителей политической науки с идеей вообще отказаться от идеологии. С этим требованием выступили как авторы концепции деидеологизации, так и представители франкфуртской школы. В середине 20 века в условиях стартовавшей научнотехнической революции, открывавшей большие возможности для роста благосостояния широких народных масс, изменения и даже размывания социальной структуры, для регулирования классовых конфликтов с помощью правовых механизмов, у многих известных представителей западной политической науки возникло убеждение, что век идеологии уходит в прошлое. Основные теоретические положения концепция деидеологизации заимствовала у неопозитивизма и социологии знания. Сторонники концепции деидеологизации, противопоставляя науку и идеологию, пытались доказать, что Наука располагает объективно истинным знанием, в то время как идеологии выражают субъективные, социальноклассовые интересы. Э. Шилс предпринял попытку обосновать чистую, свободную от оценочных суждений социальную науку, которая необходима в таком обществе.
Однако, под впечатлением новых социальных движений, Д. Белл, С. Липсет и др. признали ошибочность концепции деидеологизации. А в 70е гг. как реакция на развернувшиеся в мире различные демократические и освободительные движения возникла концепция реидеологизации, которая возвеличивала роль и значение идеологии в общественном развитии.
Раньше идеология была в первую очередь политической теорией. Теперь идеология выступает в иной форме в форме массовой культуры. Она перестала быть теорией, и все больше сращивается с пропагандой, формируя вкусы человека массы. На место идеологии как выражения, часто бессознательного, коллективных интересов пришла вполне сознательная и централизованная манипуляция массовым сознанием. Адорно отмечал, что даже сама речь превращается в инструмент, с помощью которого буржуазная идеология манипулирует людьми. Стандартный язык, языковые клише служат для приспособления к существующему строю. Идеология больше не существует как политическая идеология. Своеобразную концепцию идеологии разработал Л. Альтюссер. С его точки зрения, идеологии так же вечны, как и бессознательное, это набор мистических представлений о реальности, это иллюзии непосредственного опыта. Все идеологии, согласно Альтюссеру, стремятся изобразить индивидов как субъектов (т.е. источник инициативы якобы находится в них самих), а на самом деле подчинить их социальному порядку. Он критиковал представления о людях и классах как сознательных субъектах истории. Это как в религии, говорил Альтюссер внушение иллюзий свободы для обеспечения действия необходимости. Одну из интересных трактовок идеологии предложил в конце 80х гг. современный немецкий политолог У. Матц. С его точки зрения, идеологиями являются такие системы ценностей, которые выходят на авансцену во время серьезных общественных кризисов. Они выступают в качестве политического мировоззрения, имеющего силу веры, обладают особенно большим ориентационным потенциалом и потому способны обуздывать связанные с кризисом процессы социальной аномии. Поэтому идеологии это своего рода эрзацрелигии. Политические убеждения по своему содержанию отличаются от религиозных убеждений, однако так же, как и религиозные, они основаны на вере идеологии несут с собой веру в изначально добрую или изначально злую природу человека, прогрессивное развитие человечества, в равенство или прирожденное неравенство между людьми, частную собственность как гарантию свободы личности и т.д. Каждая идеология предлагает свою систему ценностей и смыслов, позволяющих людям ориентироваться в окружающей их действительности. Но этим не исчерпывается сходство политических идеологий и религии. Всем без исключения большим политическим идеологиям Нового времени свойственно квазисвященноисторическое представление о будущем, несущем с собой качественно новое, лучшее состояние человечества. Все эти идеологии пишут заново революционный сценарий достижения светлого будущего. Если религия живописует рай на небе, то идеологии рай на земле, но и в первом, и во втором случае это ожидание переносится в будущее. Достижение лучшего будущего в идеологиях предстает великим революционным делом, превосходящим частный и групповой специфический интерес, претендует на тотальную значимость для мира идет ли речь о прогрессе человечества или роли частной собственности у либералов, о мировом господстве расы господ у националсоциалистов или об очеловечивании человека в коммунистическом обществе. Сложность мира допускает, однако, появление многих идеологических систем, каждая из которых создает повсюду окрест себя отношения свой чужой. Сложность мира в идеологиях редуцируется, сводится к простым и понятным для массового сознания формулам. В людях сохранилось стремление найти в политиках духовных руководителей, а в идеологических целях найти смыслы, которые не просматриваются в бесконцептуальной текущей политике.
Культура современного общества, основанная на плюрализме и терпимости, уже сегодня предъявляет идеологиям столь высокие требования, что им приходится, сохраняя притязания на абсолютную значимость, отказываться от духа враждебности, от практического утверждения любой ценой, мириться с видимым ослаблением своей мобилизующей и убеждающей силы. Таковы основные подходы и взгляды на феномен идеологий. В наше время разрабатывается принципиально новый для Запада, конструктивный взгляд на идеологию как явление объективно необходимое, в принципе положительное, а следование идеологическим принципам и ценностям является необходимым условием для решения задач внутренней и внешней политики.
В центре представлений о феномене идеологии находится понятие ценности, через которое они и определяются. Идеология такая система ценностей, которая легитимирует существующий в данном обществе порядок господства (К. Ленк). Идеологии такие системы ценностей, которые, выступая в качестве политического мировоззрения, имеющего силу веры, обладают особенно большим ориентационным потенциалом и потому способны обуздывать связанные с кризисом процессы социальной аномии (У. Матц).
Что же такое ценность? Ценность это значимость объектов окружающего мира для человека, группы людей или общества в целом. Это не свойство самих объектов, а результат их вовлеченности в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов и потребностей человека. А.Г. Здравомыслов отмечал, что система ценностей это мир значений, благодаря которому человек приобщается к чемуто более важному и непреходящему, чем его собственное эмпирическое существование... именно благодаря приобщению к миру ценностей жизнь отдельного человека приобретает смысл.
Идеологии как теоретические обоснования тех или иных ценностей взывают не только к разуму, но и к чувству. Как заметил К. Поппер, сказать людям, что они равны значит затронуть их чувства. Однако с этим чувством не идет ни в какое сравнение то, что человек испытывает, когда пропаганда внушает ему, что он превосходит других, а другие ему
Идеологии предлагают цели и ориентиры для действий. Как говорил А. Эйнштейн, наука не может создавать цели и еще менее способна вселять их в людей самое большее наука может предоставить средства для достижения некоторых целей. Идеология нужна постольку, поскольку в жизни необходимо принимать решения по многим вопросам, на которые не всегда может дать ответ наука. Идеология, таким образом, это другая, нежели наука, форма общественного сознания. Как писал Аристотель, можно исследовать, какова сумма углов треугольника, но нельзя принять решение о том, какой ей быть лучше. А в практической жизни часто принимаются решения, которые или лучше, или в зависимости от того, чему придается большее значение (что служит ценностью).
Перейдем к конкретике.
Идеологическому (ценностному) сознанию присущи
1) спекулятивность (высокие цели, идеалы). Идеи воспаряют над реальными проблемами, о жизни говорят высоким слогом, языком плаката, благодаря чему собственная жизнь с ее каждодневными заботами наполняется сакральным смыслом служения большим целям и сам человек ощущает свою значимость в служении общему делу
2) догматичность (вера в идеалы). Ценности, с которыми имеет дело идеолог, это не разменная монета для получения выгод и жизненных благ, они ценны сами по себе, идеолог исходит из них как из незыблемых принципов. Не могу поступиться принципами! – это верный лозунг как религиозного, так и политикоидеологического сознания
3) апологетичность (верность идеалам). Безоглядная защита ранее принятой линии, собственной системы ценностей, отстаивание своей правды любой ценой
4) авторитарность (требовательность). Идеология обращается с требованием, задавая модели сознания и поведения. Изменения в системе этих требований, которые происходят со временем в развивающейся и жизненно полноценной идеологической среде, также требуют авторитарного принципа, силы на стороне реформаторства.
На сегодняшний день идеологию и идеологическое сознание рассматривают на трех уровнях. Первый, самый высокий, концептуальнотеоретический, или уровень социальной философии, или суперидеологии. Это уровень, на котором создаются, изобретаются новые системы ценностей, способные регулировать поведение людей, а творцами, изобретателями новых ценностей являются малоизвестные широкой публике философы и ученые, учителя человечества, которые будут признаны только тогда, когда разработанные ими идеи востребуются жизнью. Второй программнополитический, собственно идеологии. На этом уровне система идей, ценностей, идеалов переходит в цели, переводится на язык партийнополитических программ, требований, уставов, норм, лозунгов, предполагает выработку стратегии и тактики действий. Иными словами, вместе с целями движения разрабатывается вопрос о методах и средствах их достижения с выработкой соответствующих нормативных правил. Третий актуализированный уровень массового сознания (идеологиичувства). Он характеризует степень усвоения массовым сознанием идей, целей, идеалов и ценностей соответствующей идеологии
В книгах Курс общей медиологии, Медиологические манифесты Р. Дебре описывает механизм того, как идеи становятся властью, Манифест Партией и т.д. Как он сам признается, его всегда интересовал вопрос, каким образом от того, что неизвестный немецкий философ положил на бумагу некую систему идей, а много лет спустя получается режим коммунизма. Мыслить значит организовывать, считает Дебре. Чтобы идея превратилась в институт, например в партию, необходим медиатор. После пророка идет стратег. Основать идейное движение это прежде всего основать организацию, способную иерархично, строго по правилам передавать четкую информацию. Сегодня, в электронный век передачи информации, тот, кто имеет телевидение\интернет, имеет власть. Вопреки утверждениям позитивистов больше не существует самих по себе фактов, а существуют представляемые факты то, что ценится больше всего, образ, представление. Р. Дебре один из первых на Западе предсказал распад Советского Союза. Такой вывод он сделал на основании того, что заметил как СССР утратил способность, в отличие от первых десятилетий, производить символы, формировать воображение людей с помощью фильмов, музыки, песен, звезд кино и т.д. В соревновании с Америкой, считал Дебре, советские руководители не поняли, что танковые дивизии не могут конкурировать с рокнроллом. Последний сильнее. Политики СССР этого не поняли, потому что этого не понял Маркс. Маркс полагал идеологию отражением базиса. Но это не совсем так. Идеология это созидательная и динамичная сила. Вместе с тем не будем забывать, что идеологии это и страшная сила, поскольку ценностные конфликты отняли так много человеческих жизней, как никакие другие. Пока идеологии остаются в общественной жизни, будет осуществляться и их теоретический анализ.
Одно из главных направлений удовлетворения потребности в идеологии есть формирование идеологического сообщества (далее ИС).
Для ИС типично следующее:
1. Единая идеология.
2. Почти всегда ИС формируется вокруг некоей харизматической личности 3. В продвинутых ИС зачастую принимается определенный этический кодекс. Свод предписаний и запретов формируется для поддержания самого сообщества.
4. Почти всегда ИС демонстрирует тенденцию к экспансии.
5. Очень часто в ИС используются разного рода практики измененного состояния сознания.
6. Может иметь место всякого рода идентификационная символика (гербы и знамена, гимны и ритуалы).
Перечислим теперь наиболее распространенные ИС
1. Мировые религиозные конфессии.
2. Культовые (в том числе и так называемые тоталитарные) секты.
3. Эстетические объединения, провозглашающее свое появление манифестом.
4. Политические партии (в зародыше революционные ячейки).
5. Психотерапевтические школы (см. А. И. Сосланд, 1999).
6. Так называемые неформальные молодежные объединения хиппи, панки. 7. Философские школы .
8. Филантропические организации (вроде Армии спасения).
9. Масонские ложи.
10. Социалистическая (или какая угодно другая) коммуна.
11. Педагогические течения (скажем, Вальдорфская школа).
12. Возможны всякого рода синтетические ИС.

Как уже было сказано, во главе любого сообщества от идеологии стоит харизматический лидер. Естественно, мои любезные друзья, лидером ШБД буду я, ваша покорная слуга. Нет такого сообщества созданного для продвижения идеологии, во главе которого не стоит подобной личности. Идеология и харизматическое влияние не существуют одно без другого. Существует большое заблуждение в том, что касается трактовки феномена харизмы. Обычно полагают, что речь идет о какомто особом демоническом обаянии, безотказном влиянии на других людей. На самом деле харизматическое влияние это в первую очередь способ продвинуть в массы свою собственную идеологию. Харизма это особое качество личности, благодаря которому некоего человека оценивают как одаренного особыми качествами и способного оказывать эффективное влияние на других. Классическое определение этого феномена, данное выдающимся немецким социологом, М. Вебером, гласит харизмой следует называть качество личности, признаваемое необычайным, благодаря которому она оценивается, как одаренная сверхъестественными, сверхчеловеческими или, по меньшей мере, специфически особыми силами и свойствами, не доступными другим людям. Свойство харизмы относительно безразлично к роду деятельности и ее моральноэтическому содержанию харизматическим лидером с равным успехом может быть и святой, и преступник. Так что в принципе я никаких преград к для свой инаугурации не вижу.
Исследователи феномена харизматического влияния считают, что для его осуществления чаще всего используются следующие стратегии:
Отличаться от других У человека, претендующего на харизматическую карьеру, должны быть некие признаки, или стигматы (отметины), выделяющие его из окружающей массы. Утверждение, что я необычный человек предлагаю принять бездоказательно.
Пережить озарение Созревший для своей миссии герой получает свыше приглашение к общественной деятельности или некий знак, указывающий на его предназначение. Призвание в религиозной сфере, разумеется, осуществляется посланцем высших сил или знамением, от них исходящим (Моисей перед неопалимой купиной, Будда под деревом Бодхи). К героической деятельности в светской области человек может быть призван другими незаурядными событиями, которые вызывают неожиданное озарение. Ну что же, в моей жизни есть эпизоды которые можно трактовать как озарение. Здесь, как говорится, плюс один.
Удивить сторонников Новизна неотъемлемая часть харизмы. Невозможно представить себе, чтобы экстраординарные способности проявлялись общепринятым образом. ШБД вероятно будет эклектична до некой степени, потому как сами понимаете – все уже украдено до нас. Но я в целом постараюсь сделать новую тему как можно более новаторской.
Придумать ритуал Харизматическое поведение зачастую предполагает некую театральность. С этим связано широкое использование гербов, эмблем, гимнов, знамен и различных обрядов. Символика частично азработана и продолжает разрабатываться. Как вы понимаете за стихами дело не встанет, я вам хоть кодекс участника ШБД зарифмую. Труднее с графическими символами и с музыкой. Некие наработки, конечно, есть, но требется ваше живое участие.
Быть успешным. Если продолжительное время ему (харизматическому А.С.) изменяет успех, и в первую очередь, если его руководство не приносит благополучного исхода подчиненным, то его харизматический авторитет может исчезнуть Ну что же. Как сказали бы англичане – I’ll do my best.
Быть радикальным. Для харизматической личности очень важен способ отношения к своим идеям. Это своего рода сверхценное отношение. Ты должен относиться к своим идеям как к чемуто особенно ценному. Определенного радикализма здесь не избежать. Ну что я могу сказать. ШБД едва зародилась, а я его уже нежно и пламенно люблю.
Победить врагов Личность, претендующая на особое влияние, всегда находится в состоянии борьбы. Харизматический лидер, собственно, живет для того, чтобы в любой момент перегрызть глотку тому, кто покушается на интересы его группы. При этом лидер никогда не будет так же рьяно отстаивать свои собственные, корыстные интересы. Мне от жизни в общем-то много не надо. Только бы вы улыбались.
Он всегда слуга народа. Необходимое для харизматического образа демонстративное самоотречение, внешняя аскеза тоже проходит по этому разделу. Я вся ваша, друзья.
Проявить самостоятельность. Это одна из необходимых составных харизматического имиджа. Важно подчеркивать, что ты независим ни от кого (кроме, разумеется, своей паствы). Демонстрация независимости должна идти рука об руку с демонстрацией идеологической и иной оригинальности. Это и понятно ведь если ты являешься орудием в чьи-хто руках, или основываешься на старой идеологии, зачем тебе быть харизматическим. Что же, господа, заявляю вам честно и открыто – мною никто не управляет и управлять не будет. Сабмиссивности во мне как-то маловато.
Пробудить особые эмоции. В своей Психологии искусства выдающийся отечественный психолог Л. С. Выготский описывает так называемый бинарный аффект, то есть аффект, развивающийся в двух противоположных направлениях. Для харизматического влияния очень важно, чтобы одновременно взаимно противоположные эмоциональные знаки (пугающие и успокаивающие, например) были выражены по возможности сильно. Образ политического лидера должна внушать определенный страх и трепет. Добряк-жизнелюб нравится, но не притягивает. Важно иметь ввиду, что страх это в первую очередь способ изменения состояния сознания, предпосылка своего рода транса. Если суммировать все основные харизматические свойства, то главными факторами оказываются следующие выделение лидера из толпы, подчеркивание его исключительности, сплочение последователей, и, наконец, обеспечение преданности масс вождю. Господа, я не устаю повторять – я великая и ужасная. Бойтесь и трепещите. Славословьте. И, напоминаю, больше, больше подобострастия. При всей исключительности вождя и его отличии от массы, у них должно быть нечто общее, что их объединяет это может быть общий враг, общая цель.
Итак, харизматическое вдияние немыслимо без идеологической подпитки, более того, существует благодаря именно ей. Речь идет не просто об особом обаянии, или об умении манипулировать другими людьми, но в значительной степени о преданности определенному кругу идей.
Вот и все, что я хотела вам рассказать о идеологии, мои дорогие друзья. Я благодарна вам, если вы осилили этот скажем прямо немаленький пост. Конкретика относительно ШБД последует.
от 17 июня

Comments

Нормально